Сейчас Саша учится в обычной школе, занимается в театральной студии и керамической мастерской, участвует в марафонах. Правда, чтобы читать, ей нужен увеличитель, а чтобы слышать — слуховой аппарат. У Саши двойное сенсорное нарушение — одновременное нарушение слуха и зрения..
Аутосомно-доминантное заболевание с многочисленными врождёнными пороками развития, вызываемыми у большинства больных мутациями в гене CHD7. Предполагаемая распространённость при рождении: 1 на 3000 –12 000. Тем не менее генетическое тестирование может выявлять мутации гена CHD7 в атипичных случаях, что может определить более высокую встречаемость.
Родители имеют право выбрать, в какой образовательной организации ребёнок будет обучаться (п. 3 ст. 44 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»), а какие именно специальные условия получения образования требуются ребёнку (п. 3 ст. 79 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»), определяет комиссия. И эти специальные условия получения образования должны быть созданы независимо от того, какую школу родитель выберет: коррекционную или инклюзивную.
А ещё жизнь «заставила» Анастасию стать немного керамистом. Керамическая мастерская, где занимаются дети с множественными нарушениями развития, в том числе и Саша, появилась в Новгороде благодаря Фонду «Со-единение», Сообществу семей слепоглухих и «Маминой школе».